Мужская художественная гимнастика – новый вид спорта для нашей страны. Многими он воспринимается неоднозначно. Четырёхкратный чемпион России Артур Муринов рассказал в интервью про свой, во многом, удивительный путь – он пришёл в гимнастику в 16 лет. Сейчас продолжает спортивную карьеру и начинает тренерскую – в Центре Юлии Барсуковой.
«Сразу хочу сказать, что мужская художественная гимнастика – это не мальчики в стразах, – задорно улыбается собеседник, задавая тон разговору. – Да, в Европе есть такое. Но это определённо не про нас, не про Россию, и не про мужскую художественную гимнастику. У нас другое направление, у нас всё по-другому».
Обстоятельная беседа о мужской художественной гимнастике не могла, пожалуй, не начаться с прояснения этого момента. Много разговоров о фото и видео в интернете, где испанские гимнасты выступают в нарядах гимнасток и с предметами из женской художественной гимнастики. Каждый второй вопрос, смеётся Артур: «А это – не то?!».
Нет, не то. Там – так называемое испанское направление. А у нас каноническое – японское. И по нему российская мужская художественная гимнастика идёт своим собственным путём.
– В России наш спорт действительно, можно сказать, молодой, – начинает рассказ Артур Муринов. – В Японии он существует много лет. Там он очень популярный. Проходят чемпионаты мира. У нас есть свой чемпион мира – Александр Буклов. Он в 2005-м стал чемпионом мира – в Японии, в Токио.
– Он и в вашей судьбе принял самое непосредственное участие, не так ли?
– Да. Александр Александрович – мой тренер и куратор. Как всё началось? Как я пришёл в этот вид спорта? Наталья Валентиновна Кукушкина (заслуженный тренер России и судья международной категории по художественной гимнастике, тренер олимпийской чемпионки Рио-2016 Маргариты Мамун) посоветовала маме позвонить Александру Александровичу: можно приехать, показать, попробовать меня в гимнастике. И мы с папой поехали к нему на сбор в Тольятти. Там пообещали, что два дня на меня посмотрят: понравится – оставят, не понравится – поеду домой. Папа уехал, я остался. И с тех пор Александр Александрович мне ставит программы, редактирует. Вот так всё и началось. Мне было 16.
Это, наверное, был самый тяжёлый сбор в моей жизни. Потому что я не умел ничего, а тут попал в среду, где все умеют всё. Это сильно подстёгивало. Первый день – очень интересно и тяжело. Второй день ещё интереснее и тяжелее. А на третий прямо стало прикольно!– Получается, ваша мама, Наталья Александровна, вас на это всё сподвигла.
– Да, мама. Она меня в основном и тренирует сейчас. А к Александру Александровичу я приезжаю на сборы.
– Свои первые впечатления на том сборе вспомните? Насколько представляли себе, что такое мужская художественная гимнастика?
– Представлял, конечно. Видел выступления японцев. Мне очень понравилось. Сильные ребята. Крутые. И это действительно классно и красиво! А самое первое впечатление? Вот захожу в зал. Там и мои ровесники, и постарше, и помладше ребята. Было очень необычно – я был не из этой области совершенно.
– Но физкультурная база у вас была из бальных танцев. А там тоже есть разминки, растяжки…
– Нет. В танцах абсолютно всё по-другому. Наверное, из того, что мне действительно пригодилось, чем я пользуюсь в гимнастике – это манера двигаться. Потому что в танцах тоже нужно двигаться широко. Ничего остального для гимнастики у меня не было.
– Хотите сказать, в 16 лет вы пришли в мужскую гимнастику с листа?
– (пожимает плечами) Я не знал, как прыгать акробатику. Не знал, что делать с предметом – что его можно бросать и ловить. Я вообще мало, что понимал. Но за эти две недели первого сбора очень много чему сразу научился. Это, наверное, был самый тяжёлый сбор в моей жизни (смеётся). Потому что я не умел ничего, а тут попал в среду, где все умеют всё. Это сильно подстёгивало. Ты же не хочешь быть хуже всех, ты стараешься быть на уровне. Первый день – очень интересно и тяжело. Второй день ещё интереснее и тяжелее. А на третий прямо стало прикольно!
– То есть, спортивный настрой пришёл к вам сразу?
– Да. Только выступать я начал далеко не сразу. Сначала ставил себе какую-то базу, элементы. Потом акробатику. И только потом – первый раз выступал. Не на соревнованиях, а на показательных выступлениях. Нужно было попробовать, что же это такое вообще получается: я год тренируюсь, что-то делаю, а результата, как мне тогда казалось, не вижу. Мама дала мне эту возможность – я выступил в Ханты-Мансийске. И выступил довольно прилично. Даже не ожидал, что так могу (улыбается). А вот потом я уже очень быстро оказался в Москве на «Гран-при» в показательных выступлениях. Вот это было очень круто!
– Это понятно: столица, Центр гимнастики Ирины Винер.
– Да.
– Сама Ирина Александровна тогда в интервью очень комплиментарно высказалась про мужскую художественную гимнастику.
– Ирина Александровна очень поддерживает наш вид спорта. Он ей очень нравится. Главный тренер подстёгивает нас. Мы постоянно выступаем на шоу, которые Ирина Александровна организует. Спасибо ей большое! И это очень интересно – поработать с таким Тренером. Атмосфера завораживает. Ощущаешь себя по-другому, когда выступаешь на таком уровне. Что ты не просто мальчик, который не так уж давно и занимается…
– И который уже четырёхкратный чемпион России…
– (улыбается, кивает).
– У кого-то есть медалей больше сейчас?
– Наверное, у Булата Сунгатулина (также 4-кратный чемпион страны, но первый в истории абсолютный чемпион России по мужской художественной гимнастике). Ещё, может быть, Данил Цветков (чемпион страны). Я не слежу, признаюсь, за остальными. Но у нас, как мне кажется, довольно сильный костяк. Есть три человека, мы активно конкурируем друг с другом: Данил, Булат и я.
– Предметов в мужской художественной гимнастике три.
– Четыре. Кольца гимнастические, палка, скакалка и булавы. Просто в рамках чемпионата России мы выступаем с тремя видами. И каждый выбирает себе три вида, которые ему нравятся.
– Гимнастические кольца – это два таких маленьких обруча. Они тяжёлые?
– Не могу сказать, что тяжёлые. Но их два, и это утяжеляет задачу. Булав у нас тоже две. И они потяжелее, чем у девушек. Деревянные, больше похожи на цирковые. С ними тоже очень интересно работать. Когда ты их бросаешь, ты делаешь какие-то элементы под ними – «шене», кувырки, сальто. И ты должен быстро сообразить, куда ты бросил. Где у тебя находится предмет. И как ты будешь его ловить руками. Потому что ловить другими частями тела довольно сложно. Вернее, не то, чтобы сложно, но больно. А скакалка у нас такая же, как в художественной гимнастике. И палка, если сказать по-иному – гимнастическая трость, 90 сантиметров длиной.
– Но есть и такие элементы, где нужно ловить именно не руками?
– Есть. Но ты понимаешь изначально, на что идёшь. Допустим, мне удобно ловить руками и ногами. Всем остальным… лучше не ловить (усмехается). Потому что булавы и палка очень часто прилетают по голове. Так же, как и остальные предметы.
– Ваши три предмета какие?
– Те, с которыми я выступаю – скакалка, кольца и палка.
Соревнований очень много. Даже удивительно. Но из-за того, что мы, Россия, отстранены от международных турниров, у нас соревнований стало даже больше. Это здорово! Мне даже кажется, что отстранение нам, наоборот, только на пользу идёт.– Дежурный вопрос: любимый предмет гимнаста Муринова?
– Нет такого. Всё разное. Всё по-своему интересное. Мне и булавы нравятся – очень люблю покидать, побросать. Придумать что-то интересное с ними, что-то новое. Но пока с булавами не выступаю.
– Вот вы сказали «придумать что-то интересное, новое». Правильно понимать, что в мужской гимнастике можно изобретать свои элементы?
– Да. Сейчас правила практически ничем нас не ограничивают. Мы можем делать сколько хотим элементов в плане акробатики. Можем делать всё по предмету, правда не всё будет засчитано. Раньше у нас было сколько хочешь элементов мастерства, а сейчас – 12. Ты можешь сделать и больше, и меньше. Но если ты делаешь больше 12-и, тебе будет засчитано 12. А если меньше – соответственно, сколько ты сделал. Но всё равно, у меня, скажем, нет булав в программе, но придумываю что-то на будущее, на следующий сезон.
– Можете поделиться?
– Это… тяжело рассказать, лучше один раз увидеть (улыбается). Можно, допустим, поймать за спиной или под ногой так или так. Критерий один, а выглядит совершенно по-разному.
– Много соревнований у вас получается?
– Да. Соревнований очень много. Даже удивительно. Но из-за того, что мы, Россия, отстранены от международных турниров, у нас соревнований стало даже больше. Потому что Ирина Александровна стала проводить «Кубки сильнейших», Финалы Кубка России, чемпионат России. И нас туда подтягивают. Есть и показательные выступления, но много именно соревнований. Это здорово! Мне даже кажется, что отстранение нам, наоборот, только на пользу идёт.
– «Импортозамещение» такое?
– Да, «импортозамещение» (смеётся). Благодаря этому у нас появилось много интересных турниров, которых раньше не было. Или в которых мы не выступали. Теперь начали участвовать в чемпионате России, в Кубке России, на Финалах «Кубка сильнейших». Это три основных только.
– Выступаете вы, как и девочки, на ковре для художественной гимнастики.
– По идее, у нас должен быть ковёр, как в спортивной гимнастике. Чтобы он пружинил. Чтобы мы могли делать акробатические элементы. Но у нас, да, обыкновенный женский гимнастический помост и подложка от спортивного ковра. То есть, не пружинит. Поэтому те, кто пишут правила мужской художественной гимнастики в России, очень правильно сделали акцент на предмет. Потому что предмет – это тоже очень классно. Можно делать и придумывать до бесконечности. И не повторяться.
– Иными словами, российская мужская художественная гимнастика идёт своим путём.
– Да. В Японии наш вид зародился как смесь боевых искусств и спортивной гимнастики – с акробатикой и предметами.
– Эта ваша работа с предметом выглядит, прямо скажем, довольно активно и агрессивно. Особенно с палкой. Очень по-боевому, по-мужски…
– Так и должно быть. Мы должны быть сильные, ловкие, растянутые, мощные. Мужская художественная гимнастика – про это. А не про стразы и ленточки. Мы в этом смысле ближе к спортивной гимнастике. Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, что за мужская гимнастика, говорю, что это смесь спортивной гимнастики, вольных элементов, акробатики, и предметов. Ещё у нас есть групповые упражнения.
– Принимали участие?
– Нет. Но это очень круто! Это акробатика без предмета. Это поддержки. Это дорожки танцевальные. Это очень красиво! И смотрится очень мощно, когда шесть спортсменов на ковре – они могут очень много с собой чего сделать. Делают сальто, фляки, винты, подбрасывают друг друга. Сильно!
– Чувствуете себя одним из пионеров российской мужской художественной гимнастики? Человеком, который…
– Я понимаю, о чём вы. Нет, пионером себя не чувствую. Настоящий пионер – это Александр Александрович Буклов. Вот он – да. Первооткрыватель, первопроходец. А я пришёл, когда уже всё было сформировано. Когда были написаны правила. То есть, я уже чётко понимал, что и как мне нужно делать. И потом, я сам себе программы ещё не ставил. Мне всё ставит Александр Александрович. Очень интересные штуки придумывает! Находки! Плюс Любовь Александровна Красильникова (мастер спорта по художественной гимнастике, тренер-преподаватель современного танца, хореограф-постановщик индивидуальных, групповых и показательных программ) мне очень помогала, Наталья Валентиновна Кукушкина. Что-то мы с мамой меняли…
– Есть у вас ещё история с парной гимнастикой.
– Парная гимнастика – очень интересный вид! Это изобретение Ирины Александровны Винер, чтобы мужчины с девушками выступали вместе.
Прямо хорошо! Особенно если на соревнованиях это происходит. Есть некоторое опустошение, потому что выкладываешься, силы тратятся. Но это очень классное чувство, когда ты выступил. У тебя таких три вида, и это круто! Потом, в конце дня, чувствуешь себя просто прекрасно!– Во-первых, это очень красиво!
– Во-вторых, очень! Мальчики со своим предметом, девочки – со своим. Красивая музыка. Девушки в красивых купальниках. Мы в костюмах для спортивной гимнастики. Интересные взаимодействия, связки. Как в парном фигурном катании, только в гимнастике. Это очень здорово! В этом году прошёл турнир в рамках чемпионата России. То есть, пока не чемпионат России ещё, но уже целый турнир. Я выступал с Юлей Кутлаевой. Мы за две недели составили упражнения (улыбается). Потом за три дня всё поменяли, и выступили. Хорошо выступили. Выиграли этот турнир. Мы не ожидали, что так получится. Но победили!
– Юлия Кутлаева – хорошая гимнастка.
– Юля – замечательная гимнастка! Она ученица моей мамы и Натальи Валентиновны Кукушкиной. Мама тренировала её с самого детства и передала Наталье Валентиновне. Но они и потом часто с мамой пересекались. А мы с Юлей с самого детства вместе, общаемся и дружим. И вот решили попробовать себя в парной гимнастике.
– У девочек важен артистизм исполнения. А у вас?
– У нас тоже есть трудность, исполнение и артистизм. Но в артистизме всё должно зависеть от музыкального сопровождения. Это может быть и классика, это может быть и рок.
– Мужская гимнастика – это точно рок!
– Кому-то это идёт. Кому-то это очень нравится. Я, допустим, никогда не выступал под рок или что-то такое. У меня всегда была классика.
– Какая?
– В палке был «Революционный этюд». Теперь – концерт номер два для фортепиано Рахманинова в исполнении Дениса Мацуева. Под кольца у меня сейчас «Московская сага», а раньше был «Би-2» – «Полковнику никто не пишет». А в скакалке – «Охота» из «Гамлета» Шостаковича. Под минус, естественно. То есть, без слов. Это всё классика, но разная классика. Разный темп. В целом, музыка подбирается под спортсмена. Под то, что он может сделать на данный момент, чтобы музыка была вровень – не сильнее, или, наоборот, не сильно слабее. Затем придумывают упражнения, составляется программа. Это всё постоянно корректируется, чтобы прийти в соревновательный сезон уже с более-менее интересной программой: акробатика, элементы, предмет. Одно упражнение идёт минуту и тридцать секунд.
– Всё успеваете за эти полторы минуты, что хочется?
– Минута-тридцать меня вполне устаивает (улыбается). Интенсивность высокая.
– Какие ощущения после того, как выполнил хорошую программу за минуту-тридцать?
– Прямо хорошо! Особенно если на соревнованиях это происходит. Есть некоторое опустошение, потому что выкладываешься, силы тратятся. Но это очень классное чувство, когда ты выступил. У тебя таких три вида, и это круто! Потом, в конце дня, чувствуешь себя просто прекрасно!
– Теперь вы ещё и тренируете.
– Пока только начинаю. Мне всегда было интересно попробовать тренерство. Но то, что я представлял, сильно отличается от того, что происходит (улыбается).
– А что происходит?
– Я себе представлял более классический вариант, скажем. То есть, я понимал, что дети будут баловаться, но чтобы прямо так! (смеётся). Мне очень нравится и тренироваться, и тренировать.
– И это, наверное, другое совсем ощущение? В смысле, легче сделать самому, чем объяснить.
– Да, мне пока действительно легче самому показать. Но я стараюсь, вспоминая, как сам начинал: в любом деле тяжелее всего сделать первый шаг. Очень интересно работать с ребятами! И было бы классно вырастить Личность. Мне кажется, самое интересное – растить с самого маленького возраста. Когда к тебе приходит маленький человек, с которым надо и поиграться, и повоспитывать, чтобы ему с самого начала понравилось заниматься нашим видом спорта.
– Каковы в целом ваши ощущения от того, что вы сейчас и действующий спортсмен, и тренер? Вы многократный чемпион страны, и всё только начинается. И вы – тренер в Центре гимнастики олимпийской чемпионки Юлии Барсуковой, и всё только начинается.
– Это очень круто! Спасибо огромное Юлии Владимировне за эту возможность! Это реально огромная перспектива и классный опыт. Попробовать себя. И не просто в роли тренера, но найти сначала этих детей, пригласить, а потом с ними работать. Набирать свою группу в новый для всей страны вид спорта. Общаться с родителями и объяснять, что такое на самом деле мужская художественная гимнастика…
– Мы с вами с этого начали разговор: «это не мальчики в стразах» …
– Это постоянно (смеётся). Люди часто просто не понимают, о чём идёт речь. То есть, изначально для всех художественная гимнастика – это девочки с ленточками. Видят мальчиков и думают соответственно. Со мной сейчас занимается мальчик. Когда его мама пришла, то первым делом сказала: «Нас это очень заинтересовало. Но мы бы хотели всё-таки уточнить – у вас ведь не то, что мы видели в интернете?».
– А как вы видите эту группу, эту команду будущих воспитанников Артура Муринова? Какую цель ставите перед собой – тренером?
– Мне очень интересно дать им что-то новое. И я думаю, что все получат большую пользу. И даже те, кто не будет в дальнейшем, быть может, заниматься мужской художественной гимнастикой. У тебя будет база. Ты будешь сильным, выносливым, координированным. Даже позанимавшись буквально год-два, если ты поймёшь, что это не твоё – ты можешь пойти в любой другой вид спорта. И тебя там возьмут с такой подготовкой. Мне в целом кажется, что мужская художественная гимнастика даёт только плюсы другим видам спорта.
– Поясните?
– У нас новый вид. Если, допустим, у спортивного гимнаста стоит база акробатическая, то ему у нас нужно только взять в руки предмет и совладать с ним. У нас пока не такая большая конкуренция, зато большая перспектива. Когда будет сборная России, у спортсменов будет самый прямой стимул тренироваться. Они будут замотивированы на результат, потому что все хотят попасть в сборную. И в целом, в мужской художественной гимнастике сильно востребованы специалисты по спортивной гимнастике и акробатике. Поэтому многим спортсменам, которые понимают, что в своём виде спорта они, возможно, добились максимума, но ещё не хотят заканчивать, есть смысл перейти к нам.
– А нашей мужской художественной гимнастике сколько лет ещё нужно, чтобы выйти на уровень?
– Мне кажется, что уже есть уровень. В любом случае, есть чемпионаты России. Рано или поздно будут чемпионаты мира и Европы, куда нас допустят. Я знаю, что мужскую художественную гимнастику хотят включить в Олимпийские игры, потому что художественная гимнастика сейчас – единственный олимпийский вид, который непарный. То есть, в фигурном катании есть и мальчики, и девочки. В синхронном плавании – и мальчики и девочки. И в художественной гимнастике на Олимпиаде должны быть и девочки, и мальчики. Я никогда ещё не участвовал в международных соревнованиях. Мне, конечно, очень бы хотелось.
– Как времени на всё хватает? Тренировки, сборы и соревнования, как у спортсмена. И работа в Центре, как у тренера.
– Наш Центр – замечательный! В нём работает команда потрясающих специалистов. Очень дружный коллектив, мы всегда друг другу помогаем!
Игорь Какурин, Центр художественной гимнастики олимпийской чемпионки Юлии Барсуковой