Особенная, отличительная красота художественной гимнастики – предметы, с которыми так красиво и виртуозно выступают спортсменки. На сегодняшний день соревновательных снарядов пять: мяч, лента, булавы, обруч и скакалка. Откуда они взялись и как эволюционировали в процессе развития нашего вида спорта?
Можно ли представить художественную гимнастику без упражнений с мячом? Без этого самого спортивного, пожалуй, из спортивных предметов во всём мире, с которым связано поистине бесчисленное количество самых различных игр? Считается даже, что мяч, на пару с лентой, кстати, наследует античной культуре, ведь различные игры в мячик известны с древнейших времён. Так что совсем неудивительно, что мяч стал первым предметом в истории художественной гимнастики.
В нашем замечательном виде спорта мячик появился на заре зарождения художественной гимнастики как вида. Это было в Советском Союзе в 1934 году. Поначалу мячи были очень маленькими. Примерно, как теннисные. Представляете, какой ловкости требовала работа с ними? Со временем размер этого предмета в художественной гимнастике увеличивался, чтобы его можно было не только подкидывать и перебрасывать, но и перекатывать по телу. Теперь упражнения с мячом демонстрируют не только ловкость, но и гибкость, неповторимую пластичность художественных гимнасток. Окончательно мяч был утверждён предметом художественной гимнастики на международном уровне в 1965 году – диаметром 18-20 сантиметров и весом 400 грамм.
Для тренировок и выступлений совсем маленьких гимнасток, до шести лет, используются мячи меньшего диаметра – 15 см. До десяти лет – 16-и или 17-сантиметровые. Ну, а дальше – уже взрослый размер. Очень важное свойство хорошего, качественного мяча для художественной гимнастики – его «липкость». Мяч не должен высказывать из ладони, скользить по рукам и телу спортсменки. Эту «липкость» каждая гимнастка хорошо ощущает рукой.
Остаётся добавить, что мячик для художественной гимнастики – существо нежное. Очень не любит грязи. И, тем более, царапин. В общем, требует нежного к себе отношения. За это он всегда готов сполна отплатить своей хозяйке на ковре – изящностью и красотой выполняемых с ним элементов!
Один из самых известных и феноменально красивых элементов с мячом – боковое равновесие, когда мяч без помощи рук изящно располагается на поднятой в вертикальном шпагате стопе гимнастки. Впервые его показала Юлия Барсукова, и стала со своим легендарным «Умирающим лебедем» первой российской олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике!
Летящая! Лента
Каждая художница знает, какой капризный и чуткий это предмет – лента. Зато какая это неповторимая красота в умелых руках спортсменки, какая лёгкость, какие изящество и женственность, просто глаз не оторвать – лента! Не зря самые яркие впечатления, и самые впечатляющие фото и видео выступлений гимнасток тогда, когда они – с лентой!
Этот потрясающий предмет подарила художественной гимнастике её мама – танцевальное искусство. Ещё в начале прошлого века балерины выходили на сцену с длинными платками и шалями из легчайших тканей, превращая свой танец в какое-то поистине сказочное действо. В гимнастике ткань закрепили на тонкую палочку – получился вымпел, предшественник ленты. Наконец, в 1954 году лента в уже привычном для нас виде была закреплена в международных правилах.
Требования к предмету для соревнований мастеров строго определённые: ширина 4-6 сантиметров, длина 6 метров. Длина палочки тоже, разумеется, имеет значение – 60 см. А длина крепления ленты к палочке – не более 7 см. У юниорок – 5-метровая лента и 50-сантиметровая палочка. У детей – 4-метровая. Установлен и минимальный вес предмета для разных категорий. Правила говорят, что все ленты участниц группового упражнения должны быть одинаковыми по длине, ширине и весу. Только цвет может различаться.
Цвет ленты – вот где ничем не ограниченный простор для творчества и полёта фантазии! Если в ассортименте не находится ничего подходящего, к слову, окрасить ленту можно и на свой вкус – специальной краской. И это мы сейчас вовсе не сказали о качестве самой ткани – предмет требует высокого качества. Современные ленты для художественной гимнастики делаются, как правило, из сатина или вискозы. Это, с одной стороны, очень прочные ткани. А c другой, мягкие и лёгкие – «летящие».
Всё, что дальше – мастерство самой спортсменки. В умелых и тренированных руках лента начинает творить настоящую красоту! «Спирали» и «змейки», и другие элементы. И особенно «эшаппе» – когда летит, вращаясь, уже не лента, направляемая рукой гимнастки посредством палочки, но сама палочка. Это всё не расскажешь, это – надо видеть!
Неповторимый шарм! Булавы
Булавы сами по себе – вещь древнейшая. Не говоря уж про оружие – палицы былинных богатырей, например. В качестве спортивного снаряда известны как минимум с XVII века, использовались для тренировки силы и выносливости. Большие и тяжёлые – борцами и военными. Поменьше и полегче – и в учебных заведениях, и просто для физического развития. В том числе – дамами среднего и высшего света, кстати.
В начале XX века соревнования по вращению булав входили в программу Олимпийских игр. В программу художественной гимнастики булавы как предмет вошли в 1950 году. Правда, через десять лет их заменили на упражнения с вымпелами, но в 1973-м булавы уже окончательно стали неотъемлемой частью нашего вида спорта.
Поначалу гимнастические булавы были деревянными. Теперь их делают из пластика или каучука. Размер снаряда, как и во всех других случаях с мячом, лентой или обручем – подбирается в зависимости от возраста и роста гимнастки. В целом, булава, если держать её за рукоятку, должна вдоль руки доходить до середины плеча. Маленькие, для девочек от трёх до семи лет – длиной 36 сантиметров, для девочек постарше – средние булавы 40-41 см., а с 11-и лет уже стандартные, большие – 45-50-сантиметровые, весом 150 грамм каждая. Цвет и декорирование специальным цветным скотчем, красоты ради – только приветствуются!
У выступления гимнастки с булавами – особый неповторимый шарм! Наиважнейшее: точная балансировка и отличная координация, ведь для выполнения самых эффектных – и «дорогих» с точки зрения оценки – элементов с булавами нужно их (а их не одна – две!) подбросить, выполнить акробатический элемент или серию элементов, и поймать.
Булавы крутят, вертят, жонглируют ими, перекатывают по своему телу и по ковру. И – синхронно! Именно тем, что, в отличие от других предметов, булавы предмет парный, и обусловлена высокая сложность, требующая высокого мастерства спортсменки. На постановку такой работы уходят, не для красного словца, годы упорных тренировок!
Мастерство и красота! Обруч
Обруч – самый молодой из предметов художественной гимнастики. Вместе с тем, предмет давно и хорошо знакомый не только гимнастам, но и вообще спортсменам. И не только артистам цирка, но вообще артистам. Да просто каждому, кто занимается физкультурой. Ведь обруч, или «хулахуп» по-американски – отличный снаряд для повседневных тренировок. Кручу-верчу, стройнее стать хочу!
И художественные гимнастки тоже сначала использовали обруч в тренировочных целях. Тем более, тогда, в середине прошлого века, обручи были металлическими и довольно тяжёлыми. В 1961 году обруч был принят в качестве нового предмета для выступлений – сначала деревянный, а потом и привычный нам ныне пластиковый. С этого момента началась его особенная история в художественной гимнастике.
И теперь – как без обруча? Без этого несравненного, поистине воздушного очарования, с которым гимнастки им владеют? Обруч – это непрерывное движение: вращение – ногой, рукой, шеей, всем телом. Это эффектные перекаты предмета одновременно с исполнением других элементов – движение-движение-движение. И ещё более эффектные броски – полёт-полёт-полёт!
Владение обручем – искусство, позволяющее в должной мере оценивать прежде всего мастерство исполнителя, который не должен терять не только сам предмет, но и контроль над ним. Внимательно оцениваются и хват обруча, и сохранение плоскости его движения во время выступления. А вибрация обруча во время выступления является технической погрешностью, снижающей оценки судей.
Обручи для гимнастики бывают разными. Размер, то есть диаметр обруча, зависит от роста гимнастки. Выбрать подходящий несложно. Если поставить гимнастку и обруч рядом, верхний край снаряда должен доставать до косточки тазобедренного сустава. Но очень важно – неподходящий размер не позволит полноценно работать с предметом. Для самых маленьких – обручи диаметром 60 сантиметров, далее 65, 70, 75 и 80 см. Спортсменки старше 12 лет выступают с обручами диаметром 85 или 90 сантиметров. Соответственно, увеличивается и вес снаряда – «взрослый» весит 300 грамм.
Разумеется, цвет имеет значение. В ассортименте обручи разных цветов. Но чтобы на выступлении снаряд смотрелся эффектнее, под цвет наряда гимнастки, его украшают кто во что горазд – при помощи специальной клейкой ленты, которая может быть и матовой, и глянцевой, и однотонной, и многоцветной, и с блестками, и с голографическим эффектом. С точки зрения внешнего вида обруча в художественной гимнастике – красота превыше всего!
С возвращением, скакалка!
Без скакалки до недавнего времени предметов в художественной гимнастике было четыре. Теперь, снова со скакалкой – пять. Упражнения со скакалкой вывели из числа соревновательных в 2009 году по одной простой причине – её стремительное движение плохо «читалось» на экранах телевизионных трансляций. Только поэтому история скакалки в официальных соревнованиях по художественной гимнастике брала перерыв, который теперь в России окончен. Скакалка снова в игре! Оговорка «в России» неслучайна – скакалка вернулась именно в отечественной художественной гимнастике. Международная по-прежнему обходится без неё. Но это, как говорится, их проблемы. А мы рады!
Понятно, что из быта гимнастов этот замечательный снаряд, отлично знакомый всем спортсменам и физкультурникам, никогда никуда не пропадал. Скакалка как была, так и остаётся – и останется, сомнений нет – одним из самых распространённых и любимых всеми снарядов для тренировок и подвижных игр, хорошо известных нам всем с самого детства. И с ней даже во время «отмены» продолжали не только тренироваться, но и выступать юные гимнастки.
История же скакалки в художественной гимнастике берёт начало вместе с мячом – в Советском Союзе в 1934 году. В ту пору сам наш вид спорта переживал самую первую стадию своего развития – становление. Предметы не были ещё строго определены. И как только тогда ни экспериментировали! Выступали, только представьте, с мячом, прикреплённым к скакалке!
А сама скакалка всё это время оставалась просто скакалкой – с ручками. В 1965 году её утвердили официальном предметом художественной гимнастики во всём мире. И в процессе ручки у скакалки пропали – вместо них на концах верёвки просто начали завязывать узелки. Один или два – чтобы крепко держать снаряд. Стандартная длина скакалки для художественной гимнастики – три метра, толщина в пределах 8-10 миллиметров. Для гимнасток помоложе скакалки покороче полегче – 2,5 метра.
Современные скакалки, конечно, уже не простые верёвочки. Их делают из синтетики, полиэстеровые или нейлоновые. Профессиональные скакалки для художественной гимнастики – нейлоновые. Они самые жёсткие и тяжёлые, что позволяет сохранять чёткость движения и траекторию полёта при бросках. Это очень важно!
Что делают со скакалкой в художественной гимнастике? Да всё! Это и разные по типу вращательные движения, и движения фигурные – круги, «мельницы», восьмёрки, «эшапе», «паруса», «удочки», «крылья»… Это броски скакалки и ловля – после серии акробатических элементов. И, само собой, собственно прыжки через скакалку. Всё вместе, в одном выступлении, да при мастерстве гимнастки – что-то особенное! И вместе с тем очень и очень знакомое, прямо родом из детства каждого из нас.
Скакалка – официальный предмет в новом для нас в России виде спорта, мужской художественной гимнастике. Но там всё иначе, атлетично, по-мужски. И это совсем другая история.